МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1" АЛЕКСЕЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Белгородская обл., Алексеевский район, г. Алексеевка, ул. Ремесленников, д. 6
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Для правильной подготовки детей к школе большую роль играет не только общий эмоциональный фон, на котором происходит взаимодействие родителя с детьми, но и содержание общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значительнее положительные приобретения будущего школьника. 
    Общение - это сложный процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Вступая в произвольное общение со взрослым, ребенок совершает достаточно сложную интеллектуальную и коммуникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу общения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть взаимопонимания. Все эти качества необходимы ребенку в школьном обучении. В старшем дошкольном возрасте наблюдается несколько форм общения, отличающихся по своему содержанию. Это так называемое деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Такое общение родителей с детьми в совместной деятельности является важным каналом обогащения практического опыта ребенка и подготовки к школе. Сотрудничество со взрослым развивает ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, организовать взаимодействие в процессе деятельности, обсудить полученные результаты, добиться взаимопонимания. Для правильной подготовки детей к школе большую роль играет не только общий эмоциональный фон, на котором происходит взаимодействие родителя с детьми, но и содержание общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значительнее положительные приобретения будущего школьника. 
    Общение - это сложный процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Вступая в произвольное общение со взрослым, ребенок совершает достаточно сложную интеллектуальную и коммуникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу общения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть взаимопонимания. Все эти качества необходимы ребенку в школьном обучении. В старшем дошкольном возрасте наблюдается несколько форм общения, отличающихся по своему содержанию. Это так называемое деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Такое общение родителей с детьми в совместной деятельности является важным каналом обогащения практического опыта ребенка и подготовки к школе. Сотрудничество со взрослым развивает ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, организовать взаимодействие в процессе деятельности, обсудить полученные результаты, добиться взаимопонимания. 
     

    1. 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
                2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
                3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
                4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
                5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
               6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
              7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
              8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
              9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!

      КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ СВОГО РЕБЕНКА

    1. Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
    2. Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
    3. Не забывайте, что до 95 % педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
    4. Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
    5. Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться.
    6. Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
    7. Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
    8. Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь: почему нет изменений?
    9. Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
    10. Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, откровенно скажите об этом педагогу: вместе будет легче в них разобраться.
    11. Не рассчитывайте, что Ваши проблемы решит учитель: Вы сможете решить их только сами. Но прислушайтесь к рекомендациям учителя, сравните его точку зрения со своей, и Вы всегда найдете выход.
    12. Помните, что воспитание не может быть успешным, если между учителями и родителями плохие отношения.
    13. Если Вы считаете, что педагог Вас не понимает, задумайтесь, почему это происходит и как Вы можете изменить ситуацию?
    14. Посещайте родительские собрания, проявляйте на них активность, оказывайте посильную помощь учителям. Это повысит Ваш авторитет не только в школе, но и в глазах собственного ребенка.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, родители, должны работать над развитием у детей тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс маленьких учеников.

    Представим систему важнейших требований, которым должен удовлетворять дошкольник, приходящий в школу.


    1. Общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек семилетнего возраста в стране. Большого внимания заслуживает состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев). Соответственно должно быть определено и состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего скажутся на быстрой утомляемости ребенка, что может отрицательно повлиять не только на его школьную успеваемость, но и на все отношения маленького ученика к школе и к товарищам.


    2. Владение достаточным объемом знаний, т. е. наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе. В основном это чувственный опыт, представления, некоторые элементарные понятия («растения», «животные», «сезонные явления», «время», «количество») и ряд сведений общего характера (о труде людей, о родной стране, о праздниках, вере, традициях, обрядах). В круг знаний подготовленного к школе ребенка непременно включаются известные представления о пространстве («удаленность», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве) и о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»). Кругозор семилетнего ребенка включает элементарные представления о количестве, о числовом ряде, о множестве, о равенстве и неравенстве и т. д.

     
    3. Все большее значение в последние годы в плане подготовки детей к школе придается овладению детьми некоторыми навыками, умениями и сформированности важнейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, культурных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой). Необходимо владеть и рядом умений. Среди них особенно важны умение слушать речь, объяснение, указания воспитателей, ответы товарищей, умение смотреть и видеть, умение сосредоточиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рассуждать, делать выводы.


    4. Важнейшим показателем подготовленности ребенка к школе является владение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать, прямо обращенную к нему речь другого, но и самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей; умение подбирать и произносить слова; умение выделять в словах некоторые указанные взрослым звуки; умение различать на слух сходные звукосочетания. Детям надо уметь правильно строить предложения. Особое значение имеет четкость и членораздельность устной речи. Любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма.


    5. Для предстоящего овладения письмом в школе крайне важно развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. С этой целью дети под руководством родителей выполняют различные упражнения: рисуют, наносят на рисунки штриховку, вырезывают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т. д.

     
    6. Дети должны быть подготовлены к совместной с товарищами работе и жизни: уметь слушать и не перебивать другого, помочь товарищу в трудный момент, не только уметь считаться с желаниями других, но и отстаивать свою правоту, если она соответствует установленным нормам и правилам поведения. Привычки нравственного поведения, гигиенические, культурные и учебные навыки, выработанные в семье, позволят семилетнему ребенку «бескризисно» перейти в новый период его жизни.


    7. Очень важно, чтобы у детей ко времени поступления в школу уже были сформированы желание учиться, интерес к знаниям, радость от узнавания нового. На этой основе в процессе учебной работы ребенка в школе у него могут быть воспитаны глубокие и устойчивые познавательные интересы и радость от плодотворного и систематического умственного труда.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    В зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом

    корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе

    работы.

    1й уровень    Готовность к началу регулярного обучения в школе  (от 17 до 25 баллов).

    2й уровень    Условная готовность к началу обучения (от 14 до 17 баллов).

    3й уровень    Условная неготовность к началу регулярного обучения (от 11 до 14 баллов).

    4й уровень    Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения (ниже 10 баллов).

    В зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом

    корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе

    работы.

    1й уровень    Готовность к началу регулярного обучения в школе  (от 17 до 25 баллов).

    2й уровень    Условная готовность к началу обучения (от 14 до 17 баллов).

    3й уровень    Условная неготовность к началу регулярного обучения (от 11 до 14 баллов).

    4й уровень    Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения (ниже 10 баллов).

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

     «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

    (Н.Я. Семаго и М.М. Семаго).

    Инструкция по проведению обследования

    Педагог работает с группой детей, состоящей не более чем из 12-15 человек. Дети рассаживаются за партой по одному. Каждому ребенку дается подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша мягкости «М» без ластика и один цветной карандаш. Третье и четвертое задания при объяснении частично рисуются на доске. Инструкция подается короткими предложениями, четко, внятно и не быстро.

    Все задания (кроме дополнительного задания к заданию № 2) выполняются простым карандашом.

    По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений (Приложение 1) педагог отмечает особенности поведения и потребности детей в помощи (дополнительной подаче инструкции, повторении и т.п.) и темп деятельности ребенка. В разделе «Другое» необходимо отметить такие проявления в процессе выполнения заданий, как «заплакал», «стал смеяться» (инструкция по заполнению листа наблюдений описана в Приложении 3).

    Каждое следующее задание подается после того, как все дети группы закончили выполнять предыдущее, за исключением задания № 4 (выполнение данного задания ограничено по времени двумя минутами, но детям об этом не говорится). Если ребенок крайне долго выполняет задание, его можно попросить остановиться. Желательно, чтобы особенности выполнения заданий каждым ребенком отмечались в листе наблюдений.

    Инструкции даются с интонационными ударениями и паузами (в инструкциях такие смысловые ударения выделены жирным шрифтом). Случаи, когда проводящему обследование необходимо обратиться к рисунку на доске или листу с заданиями для уточнения хода работы, указаны в инструкциях

    Обычно время работы с заданиями не превышает 15-20 минут на группу детей из 10-12 человек.

    ЗАДАНИЯ

    Предварительная инструкция. Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите на листы перед вами, откройте их. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно.

    Педагог берет бланк заданий, открывает его и акцентирует внимание детей на первом задании.

    Задание № 1. «Продолжи узор»

    На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

    Педагог ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узоры каким бы то ни было образом называть элементы узоров: «похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.

    Инструкция. Здесь нарисованы два узора (педагог показывает на бланке пальцем место, где расположены узоры). Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите – продолжите второй узор (показывает второй узор). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать. Основную часть инструкции можно повторить дважды: Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки.

    Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей. При этом удобно не сидеть за столом, а прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Единственное, что возможно при выполнения любого задания, - это успокоить тревожного ребенка, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.

    Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл сказать: «Кто закончил, положили карандаши, чтобы я видела, что вы сделали первое задание».

    Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

    Инструкция. Все нашли задание номер 2? Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ – где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ – где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом точку там, где фигур больше. Берите простой карандаш и начинайте работать.

    Всё задание можно спокойно повторить дважды (разумеется, всей группе детей).

    По мере выполнения задания № 2 еще более внимательно анализируется самостоятельность выполнения детьми задания, отмечаются на листе наблюдений особенности выполнения и поведения. Так же, как и в первом задании, при необходимости можно использовать так называемую стимулирующую помощь: «Ты молодец, все получится, не торопись» и т.п.

    Когда педагог видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл повторить: «Тот, кто закончил работу, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали второе задание».

    Задание № 3. «Слова»

    Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей. Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.

    Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску.

    Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.

    В слове ДОМ – три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!

    Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку – вот так (в квадратах на доске стираются буквы – одна или две, а на их место ставятся галочки).

    Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы – отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы).

    Начали. Первое слово – ШАР, начинаем отмечать звуки... Педагог смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.

    Второе слово – СУП. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.

    Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.

    Задание № 4. «Шифровка»

    Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача педагога заключается в том, чтобы отследить этот момент.

    На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).

    Инструкция. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике – вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе (специалист показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел...).

    Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.

    Основную часть инструкции можно повторить дважды: В каждой фигуре ставите свой знак, заполняйте все фигуры по очереди.

    С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры – показано на образце у них на бланке.

    Педагог фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени педагог просит всех детей остановиться и перестать работать: А теперь все отложили карандаши, перевернули лист и посмотрели на меня.

    Важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать.

    Задание № 5. «Рисунок человека»

    Задание выполняется на чистой стороне бланка – последней странице.

    Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшейся странице (педагог показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.

    Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.

     «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

    (Н.Я. Семаго и М.М. Семаго).

    Инструкция по проведению обследования

    Педагог работает с группой детей, состоящей не более чем из 12-15 человек. Дети рассаживаются за партой по одному. Каждому ребенку дается подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша мягкости «М» без ластика и один цветной карандаш. Третье и четвертое задания при объяснении частично рисуются на доске. Инструкция подается короткими предложениями, четко, внятно и не быстро.

    Все задания (кроме дополнительного задания к заданию № 2) выполняются простым карандашом.

    По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений (Приложение 1) педагог отмечает особенности поведения и потребности детей в помощи (дополнительной подаче инструкции, повторении и т.п.) и темп деятельности ребенка. В разделе «Другое» необходимо отметить такие проявления в процессе выполнения заданий, как «заплакал», «стал смеяться» (инструкция по заполнению листа наблюдений описана в Приложении 3).

    Каждое следующее задание подается после того, как все дети группы закончили выполнять предыдущее, за исключением задания № 4 (выполнение данного задания ограничено по времени двумя минутами, но детям об этом не говорится). Если ребенок крайне долго выполняет задание, его можно попросить остановиться. Желательно, чтобы особенности выполнения заданий каждым ребенком отмечались в листе наблюдений.

    Инструкции даются с интонационными ударениями и паузами (в инструкциях такие смысловые ударения выделены жирным шрифтом). Случаи, когда проводящему обследование необходимо обратиться к рисунку на доске или листу с заданиями для уточнения хода работы, указаны в инструкциях

    Обычно время работы с заданиями не превышает 15-20 минут на группу детей из 10-12 человек.

    ЗАДАНИЯ

    Предварительная инструкция. Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите на листы перед вами, откройте их. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно.

    Педагог берет бланк заданий, открывает его и акцентирует внимание детей на первом задании.

    Задание № 1. «Продолжи узор»

    На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

    Педагог ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узоры каким бы то ни было образом называть элементы узоров: «похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.

    Инструкция. Здесь нарисованы два узора (педагог показывает на бланке пальцем место, где расположены узоры). Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите – продолжите второй узор (показывает второй узор). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать. Основную часть инструкции можно повторить дважды: Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки.

    Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей. При этом удобно не сидеть за столом, а прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Единственное, что возможно при выполнения любого задания, - это успокоить тревожного ребенка, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.

    Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл сказать: «Кто закончил, положили карандаши, чтобы я видела, что вы сделали первое задание».

    Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

    Инструкция. Все нашли задание номер 2? Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ – где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ – где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом точку там, где фигур больше. Берите простой карандаш и начинайте работать.

    Всё задание можно спокойно повторить дважды (разумеется, всей группе детей).

    По мере выполнения задания № 2 еще более внимательно анализируется самостоятельность выполнения детьми задания, отмечаются на листе наблюдений особенности выполнения и поведения. Так же, как и в первом задании, при необходимости можно использовать так называемую стимулирующую помощь: «Ты молодец, все получится, не торопись» и т.п.

    Когда педагог видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл повторить: «Тот, кто закончил работу, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали второе задание».

    Задание № 3. «Слова»

    Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей. Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.

    Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску.

    Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.

    В слове ДОМ – три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!

    Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку – вот так (в квадратах на доске стираются буквы – одна или две, а на их место ставятся галочки).

    Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы – отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы).

    Начали. Первое слово – ШАР, начинаем отмечать звуки... Педагог смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.

    Второе слово – СУП. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.

    Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.

    Задание № 4. «Шифровка»

    Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача педагога заключается в том, чтобы отследить этот момент.

    На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).

    Инструкция. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике – вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе (специалист показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел...).

    Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.

    Основную часть инструкции можно повторить дважды: В каждой фигуре ставите свой знак, заполняйте все фигуры по очереди.

    С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры – показано на образце у них на бланке.

    Педагог фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени педагог просит всех детей остановиться и перестать работать: А теперь все отложили карандаши, перевернули лист и посмотрели на меня.

    Важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать.

    Задание № 5. «Рисунок человека»

    Задание выполняется на чистой стороне бланка – последней странице.

    Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшейся странице (педагог показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.

    Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 8-30 16-00
    Вторник 8-30 16-00
    Среда 8-30 16-00
    Четверг 8-30 16-00
    Пятница 8-30 16-00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie